Освещение образовательных учреждений

Содержание

Освещение образовательных учреждений

Необходимость серьезного подхода к освещению образовательных учреждений обусловливается тем фактом, что школа обладает огромным значением, как в жизни детей, так и их родителей. Так как именно в школьные годы в сознании подрастающего поколения формируется большая часть личностных и социальных особенностей характера человека, приобретаемых в течение того времени, которое ребенок проводит в стенах школы. Поэтому очень важно, чтобы, находясь в школе, ребенок получал не только качественное обучение, но и находился в обстановке, соответствующей всем нормам, которая способствует умственному и физическому развитию учеников.

В данном случае освещение образовательных учреждений оказывает значительное воздействие, как на физическое, так и психическое состояние учеников и преподавателей, тем самым обусловливает свою важность в образовательном процессе. Следует помнить о том, что в процессе организации освещения учебного заведения следует учитывать, что каждый осветительный прибор должен выполнять свою определенную функцию, исходя из расчета того, что каждый участок школы имеет свое предназначение и нуждается в индивидуальном подходе к вопросу освещения. Как правило, в зависимости от сферы предназначения, здание школы можно поделить на такие секторы:

  • учебные классы или же кабинеты;
  • коридоры или же рекреации;
  • спортзалы;
  • актовые залы;
  • столовые залы;
  • кухня.

Помимо этого, следует обратить внимание на освещение прилегающей к школе территории, а также на аварийное освещение школы

Освещение школьных классов, кабинетов


Освещение школьных классов, кабинетовОсвещение образовательных учреждений предусматривает в обязательном порядке качественное освещение школьных классов, в которых и происходит непосредственно процедура обучения учеников. Ведь именно от качества освещения классов будут зависеть концентрация внимания и повышение умственной деятельности учеников, и в результате повышение их уровня успеваемости. В данное время для учебного класса в большинстве случаев используют накладные или встраиваемые люминесцентные светильники или их аналоги дневного света. Аудитории для начальных классов должны освещаться более теплым светом, нежели классы для учеников старшего возраста.

В качестве основных преимуществ данных осветительных приборов можно упомянуть возможность их обеспечения вкупе с естественным дневным светом оптимальных параметров освещения и существенную экономию электроэнергии. В то время как местоположение осветительных приборов в учебном кабинете напрямую зависит от геометрии кабинета, уровня яркости, угла рассеивания света осветительных приборов и пр. Также следует уделить особое внимание школьной доске. Особенно это актуально для учебных кабинетов младших классов, предусматривающих такие обязательные требования к освещению школьной доски как:

  • исключение эффекта ослепления;
  • обеспечение оптимального уровня обозрения графики и текса с любой точки класса;
  • независимость от прочих электронных приборов;
  • безопасность подключения к электрической сети;
  • минимальный уровень производимого шума;
  • экономичность.

В большинстве случаев, для обеспечения оптимального уровня освещения школьной доски применяют светильники, оснащенные длинными люминесцентными лампами, которые крепятся посредством специальных кронштейнов непосредственно над школьной доской или при помощи специальных подвесов к потолку над доской.

Освещение коридоров

Школьные коридоры (или как их еще называют рекреации) представляют собой место, где учащиеся проводят все перемены между уроками, а также все остальное свободное от обучения время. Поэтому школьные коридоры должны быть максимально безопасными и хорошо освещенными, без каких-либо затемненных зон и углов. Исходя из этого, освещение образовательных учреждений и коридоров предусматривает их обязательное тщательное освещение посредством накладных или встраиваемых растровых светильников, оснащенных люминесцентными лампами.

В качестве особой технической характеристики растровых люминесцентных светильников можно упомянуть оснащение данных приборов специальной решеткой, посредством которой отражается и рассеивается свет. Помимо этого, решетка выполняет предназначение своеобразного предохранителя от выпадения люминесцентных ламп из корпуса устройства. В качестве основного преимущества данных осветительных приборов можно упомянуть их возможность обеспечения оптимального уровня освещения необходимого пространства и низкий уровень потребления электроэнергии, что особенно актуально для бюджета практически любого отечественного образовательного учреждения.

Освещение столовой

Школьная столовая также представляет собой немаловажное по значению помещение в школе, в котором имеет большое значение не только качество предлагаемой ученику пищи, но и освещение, и создаваемая им обстановка. В качестве осветительных приборов для школьной столовой можно применять самые различные модификации светильников: накладные, встраиваемые или подвесные. Для того чтобы учащиеся не страдали отсутствием аппетита, рекомендуется использовать люминесцентные лампы теплой цветности, делающей пищу более привлекательной и аппетитной.

Освещение спортивного или актового зала

Освещение спортивного или актового залаОсвещение образовательных учреждений, и в частности спортивных залов, предусматривает расположение светильников только на двух длинных стенах строения и ни в коем случае не на торцевых, так как это может спровоцировать эффект ослепления и последующие травмы учащихся. А это более чем актуально во время проведения различных активных игр. В качестве оптимального варианта для освещения спортзалов используются накладные люминесцентные светильники, оснащенные защитной металлической решеткой. В идеальном варианте для освещения спортзалов рекомендуется светильник класса «Спорт», основным преимуществом которого является усиленная металлическая защитная решетка, которая исключает, как разрушение источника света в результате физических воздействий, так и нанесения травмы учащимся.

В том случае, если люминесцентные светильники не обеспечивают необходимого уровня освещения, в качестве дополнительных источников света можно использовать специальные прожекторы, установленные по углам строения. Освещение актового зала проводится по тому же принципу, что и спортивного зала.

Наружное освещение

Основным предназначением наружного освещения является обеспечение комфорта и безопасности учеников и преподавателей в темное время суток, и в особенности в зимнее время года. Помимо этого, наружное освещение предназначено как для декоративной отделки здания школы, так и для предотвращения каких-либо незаконных действий посторонними лицами по отношению к учащимся и преподавателям. Оптимальным вариантом для наружного освещения школы являются грунтовые или венчающиеся уличные светильники, и в некоторых случаях специальные прожекторы. В качестве аварийного освещения школы оптимальным вариантом будут являться экономичные в энергопотреблении люминесцентные светильники.